Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (А. М. Прихожан, 2009)

Анастасия Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить — вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей. Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности. Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись.

Детские страхи: причины и признаки их проявления. Как отличить тревогу от страха?

Введение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, то есть лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью 1 — 3 классы в — 93 гг. В отечественном психолого — педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.

Работа со страхами у детей дошкольного возраста Переживание тревоги и страха соотносится с потребностью любого человека, числе.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Следовательно, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой основой является страх. Существует расширение названия детских страхов, которые могут носить, как правило, конкретный характер.

Чаще все в два года, дети боятся посещения врача, а примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается. Потом могут прийти символические страхи, как страх темноты и одиночества. В 6—7 лет может появиться страх своей смерти, а в 7—8 лет — страх смерти родителей. С одной стороны наличие страхов у ребенка является нормой. В этом случае тревожность, может проявляться, как индивидуальная психологическая особенность и склонность человека к частым интенсивным переживаниям, а значит к состояниям тревоги, в низком пороге его возникновения.

В этом случае, учитывают особенности личности, как темперамент и слабость нервной системы. В дошкольном возрасте более тревожными, являются мальчики. Однако, тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, а к 9—11 годам — соотношение становиться равномерным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек, которая по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: Например, раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками, можно было наблюдать в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов волнуют их взаимоотношения с другими людьми и в частности с одноклассниками.

страхи и тревожности у детей. Введение Определение страха и тревожности, сходства и отличия. Причины появления тревожности и страхов. Особенности поведения тревожных детей. Методики выявления страхов и тревожности. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

Страх при уходе мамы, незнакомых лиц, позже страх сказочных Тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Главная Здоровье ребенка страхи и тревога в детском возрасте страхи и тревога в детском возрасте Здоровье ребенка - страхи и тревога в детском возрасте страхи и тревога в детском возрасте - Здоровье ребенка Каждый из нас в какой-то момент жизни испытывал чувство страха и тревоги. Зачастую страхи и тревога в детском возрасте вполне нормальное состояние. Работая с тревогами, дети готовятся к преодолению и решению в дальнейшем сложных жизненных ситуаций. Однако тревоги и страх могут долгое время преследовать ребенка и, безусловно, с этим нужно бороться, применять должное лечение.

Чем опасны страхи и тревога Дети, которые подвержены тревоге, часто испытывают беспокойство, волнение или страх, значительно влияющие на их жизнь. Если на это не обращать внимания, то у ребенка может произойти психологическое расстройство.

Детские страхи, как помочь ребенку

Детские страхи Детские страхи — что это такое? Нарушение сна или другое психическое заболевание ребенка? А может, детские капризы? Выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых? На этот вопрос нам и предстоит ответить.

Консультация «страхи и тревожность у детей раннего возраста» Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства.

Причем у детей разного возраста причины для возникновения тревожности могут быть абсолютно разными. Они зависят от степени развития нервной системы и возрастных особенностей ребенка. Тревожность ребенка младше года чаще всего связана с неудовлетворением основных, жизненных потребностей — в еде, тепле, безопасности, общении с матерью и так далее. Уже в этом возрасте можно столкнуться с первыми проявлениями тревожности, которая, как правило, не диагностируется. Еще одна причина возникновения тревожности у грудных детей — сильные, негативные эмоции, переживаемые окружающими его людьми.

У детей от 1 года до 3 причиной страхов становится одиночество если малыша надолго оставляют одного или исчезает мама или другой, значимый для него человек , неожиданные звуки, боль например, страх или тревога перед медицинскими процедурами. Дети 3 -5 лет переживают из-за одиночества, потери одного из родителей или боятся чего-то: В лет основной причиной беспокойства становится страх смерти и всего, что может к ней привести: Кроме этого, тревогу провоцирует эмоциональная обстановка в семье — ссоры или развод родителей, плохие отношения между родственниками, разные подходы в воспитании, недостаток внимания и любви со стороны родителей и их собственные страхи, и переживания.

Его поведение и чувства отражают обстановку в семье, проблемы родителей или их эмоциональное состояние.

Статья: Детские страхи и тревоги

Такое проявление подсознательно, оно говорит нам: Социальные же возникают под воздействием общества, в котором мы живем, которое на нас влияет даже больше, чем можно себе вообразить. Так, все детские страхи психология разделяет на несколько возрастных периодов:

Детские страхи – причины и коррекция. Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают.

Детские тревоги и страхи. В основе этого столкновения могут быть: Одной из причин возникновения в детской душе внутреннего конфликта является значимый взрослый. Тревога проникает в душу ребенка, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. Неудовлетворение потребностей в достижении успеха и лидерстве, тоже может привести к возникновению тревожности, но они не относятся к числу основных. Они могут играть большую роль в жизни одного ребенка, а у другого ребенка отсутствовать вовсе.

Это связано с жесткими требованиями родителей, не учитывающих уровень развития ребенка и его способностей. Дети изо всех сил пытаются справиться с требованиями родителей, чтобы их не огорчать, но в то же время, - боятся: Это и порождает конфликт в душе ребенка.

Классификация тревожных расстройств

Зачастую страхи и тревога в детском возрасте вполне нормальное состояние. Работая с тревогами, дети готовятся к преодолению и решению в дальнейшем сложных жизненных ситуаций. Однако тревоги и страх могут долгое время преследовать ребенка и, безусловно, с этим нужно бороться, применять должное лечение. Чем опасны страхи и тревога Дети, которые подвержены тревоге, часто испытывают беспокойство, волнение или страх, значительно влияющие на их жизнь.

После того как постоянный страх и тревога закрепляется в психике человека, это новая часть Тревожность у детей и подростков - Прихожан А.М.

Тревожные расстройства и страхи у детей и взрослых - часть пятая Советы бывалого малыша Детские страхи встречаются на каждом углу, и, вроде бы, не считаются серьезной проблемой. Для каждого возраста характерны свои, типичные страхи: Страх начинает заслуживать внимания врачей, если он, очевидно, нарушает обычную жизнь ребенка, приводит к расстройству адаптации, приносит явные страдания.

Такой живучий страх не имеет здравых, твердых аргументов, но обнаруживает себя бурной избыточностью и эффектной раздутостью, он всегда развивается в рамках определенной ситуации, при встрече с конкретным стимулом. Реакция ужаса и сильнейшей тревоги, вплоть до панической атаки возникает мгновенно, в момент появления объекта страха. Обычно, кроме малышей, в спокойном состоянии ребенок понимает преувеличенность, напрасность и беспочвенность своих страхов.

Но, картина детской тревожной реакции может отличаться от взрослой: При повторении данной ситуации возникает внутреннее напряжение, страшный дискомфорт и сильнейшая тревога, аналогичный страх развивается даже, только при одной мысли о возможности данного события, поведение ребенка направлено на уклонение от конкретной психотравмирующей ситуации, данные реакции отмечаются не менее полугода - тогда диагностируется специфическая фобия.

У детей избыточная реакция страха может легко зарождаться посредством обычного наблюдения за окружающими или подражания, копирования программы поведения близких людей. Кажется, на самом деле, страхи встречаются гораздо чаще, чем диагностируются. У детей нередко отмечается распространение и обобщение источников страха, так называемая генерализация стимула.

детские страхи и неврозы - патологические детские страхи и тревожность

Для детей совершенно нормально быть подверженным каким-либо страхам. Родителям нужно всегда помогать ребёнку преодолевать их и следить, чтобы страхи и тревоги не мешали малышу жить. Давайте разберемся, чего же чаще всего боятся наши детки? Страх темноты Это главный страх.

переживания могут возникать у детей в незнакомом пространстве, или даже Детские страхи и тревоги, если к ним правильно относиться и понимать.

Астапов Валерий Михайлович Классификация тревожных расстройств Общеизвестной истиной является то, что тревога представляет собой универсальное переживание, крайне необходимое для выживания, и дети не являются исключением, хотя можно ожидать, что их тревога отличается от тревог взрослых, отражая незрелость центральной нервной системы, неопытность и более ограниченную, более защищенную социальную экологию. Аффективные расстройства относятся к числу наиболее распространенных психических нарушений у детей и подростков.

Однако феноменология и патопсихологические особенности эмоциональных отклонений у детей нуждаются в уточнении. Понятие развития, в смысле изменения функции с возрастом, является изначальным не только для детской психологии, но и для детской психиатрии, относится это и к возрастным изменениям тревожности у детской популяции. В одном из известных исследований детских страхов и его сотрудники , на основе теории развития отметили, что страх изменяется как функция в зависимости от когнитивного развития ребенка.

В частности, чтобы развился страх перед каким-либо определенным объектом, он должен восприниматься постоянным, как это понимал Пиаже, подчеркивая, что такая способность развивается к 9—12 месяцам. Немного позже крик легко вызывается просто тем, что мать оставила ребенка одного слишком надолго или в незнакомом окружении, т.

Но прежде чем появится тревога из-за чужого и тревога из-за разлуки, легче всего вызвать ее у младенцев очень сильной и неожиданной сенсорной стимуляцией:

страхи у детей. Психология ребенка. Как побороть страх и тревогу

Внимательное выслушивание ребенка, выход с ним на откровенный душевный разговор, а иногда и просто, как бы отвлеченная беседа о том, что является его страхом или беспокойством, может помочь ребенку избавиться от неприятных ощущений. Когда тревоги и страхи сохраняются на протяжении длительного времени — это уже проблема. Тревога переходит из периодического состояния в постоянное и, таким образом, перерастает в стойкий и тяжелый страх — фобию, а это уже крайность. фобию очень трудно переносить, как самим детям, так и тем, кто их окружает, особенно если стимул того, что вызывает тревогу невозможно избежать например, грозы.

У каждого ребенка есть свои страхи: он может бояться пауков, у каждого детского возраста существует своя норма количества и видов страхов. что ребенок еще не способен осознать тревоги взрослого мира.

К таким эмоциям, без сомнения, относится страх, обычно сопровождающийся стрессом, затяжной стресс вреден для организма, небольшой и кратковременный — иногда полезен. В детском возрасте страх - это самая ранняя и универсальная защитная реакция, тесно связанная с инстинктом самосохранения. Считается, что чем младше ребенок, тем чаще выявляется такой тип реагирования. Сложность применения известных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами.

Во-первых, разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе довольно поздно. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Страх и тревожность в дошкольном возрасте»

Преодоление страхов Список литературы Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать ребенку , что вы относитесь к его боязни несерьезно. Детский страх нельзя высмеивать, но бороться с ним необходимо.

Почему взрослым необходимо победить свои детские страхи чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека Гельгорн Э. Можно представить, что эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый в том числе пароксизмальный и хронический постоянный ; инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный при конкретной угрозе и воображаемый на уровне представлений. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Клинически страх может быть навязчивым и сверхценным; невротическим и психотическим.

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Страх-это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх, таким образом, может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 месяцев, поскольку они требуют определенного когнитивного и перцептуального развития.

Причины фобий, страхов, низкой самооценки